Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

01.01.2017

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Благополучие нашей страны зависит не только от состояния здоровья ее граждан, но и от безопасности окружающей среды. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за ее самых беззащитных граждан - маленьких детей. Чаще всего дети в своей жизни сталкиваются с такими опасностями, спасение от которых зависит от действий самого ребенка. Как, например, при переходе через дорогу с оживленным движением. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Современные дети, в отличие от предыдущих поколений, более подвижны, активны, любознательны, чаще попадают в различные опасные ситуации, поэтому все более актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни.

Детям интересно на улице, они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

В нашем саду много внимания уделяется проблеме безопасного поведения детей дошкольного возраста. Правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка диктует совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, меньше было бы травм и несчастных случаев. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Опасных ситуаций очень много, они складываются для каждого индивидуально. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, и главной задачей воспитателя и родителей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка счастливым, здоровым, уметь действовать в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей. Не всегда это получается, и наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Целью нашей работы в этом направлении является осознание детьми общей логики безопасности, умение предвидеть опасные ситуации и по возможности избежать их, а также правильно действовать в случае их возникновения. С дошкольного возраста у детей необходимо воспитывать самодисциплину и осторожность при пребывании их на улице, на природе и т. д.

Для того чтобы работа была продуктивной, разнообразной и доступной для понимания детей, мы используем разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры. Превращаем каждое занятие в интересную игру.

При изучении тем «Безопасное поведение на улицах», «Ребенок на улицах города», используем пособия, иллюстрации, художественную литературу, пословицы, ситуации загадки.

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводим прогулки по тротуару для наблюдения за движением, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за сигналами светофора и регулировщика. Объясняем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, обочина, перекресток, рассказываем о правилах дорожного движения. Закрепляем с детьми назначение светофора. Он устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину, а водителям сигналы светофоров помогают избежать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Дети учатся различать виды транспортных средств, различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Дети научились ориентироваться в таких понятиях, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также они правильно воспринимают и скорость движения транспорта и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается. Дети имеют представления о работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Инспекторы внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.

Наблюдения, полученные на прогулке, дети отражают в своих рисунках. Например: им дается задание нарисовать дорогу от дома до детского сада, изобразить знаки и указатели, которые они встречают на пути, предлагается разыграть ряд проблемных ситуаций правильного и неправильного поведения на улице. Воспитатель описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Ненавязчиво обсуждение детей направляется в нужное русло, задаются вопросы, например, «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?». В процессе обучения очень важно не пугать детей улицей и транспортом. Ведь такой страх также опасен для них, как беспечность или невнимательность.

Опыт показывает, что наиболее доходчивой формой разъяснения правил дорожного движения детям является игра. Увлекаясь ею, дети усваивают их основные требования. Во время игры они начинают осознавать кто такие водители, регулировщик, у детей возникает уважение к людям этой профессии.

Наряду с профилактикой дорожно-транспортного травматизма много внимания уделяем вопросу по изучению правил пожарной безопасности. Вначале проводится предварительная беседа с детьми о работе пожарных. Используем художественные произведения: рассказы Е. Пермяка «От костра до костра», «Огонь - опасная игра»; стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Проводим опыты с огнем, расширяем и уточняем знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, обучаем действиям во время пожара.

Дети знакомятся с правилами, которые помогают избежать несчастья:

- не играй со спичками и зажигалками - это одна из причин пожара;

- уходя из дома, не забывай выключать электроприборы;

- ни в коем случае не зажигай без взрослых свечи или бенгальские огни.

В случае возникновения пожара, если нет рядом взрослых, необходимо действовать следующим образом:

- позвони по телефону «01», чтобы (МЧС) пожарные приняли вызов, сообщи фамилию, адрес, четко объяснить, что и где горит;

- предупреди о пожаре соседей;

- помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи одежду водой, накрой голову мокрой салфеткой, ляг на пол и ползи к выходу - внизу дыма меньше;

- ожидая приезда пожарных, старайся сохранить спокойствие, тебя обязательно спасут;

- когда приедут пожарные, выполняй все их указания;

- главное правило при любой опасности - это не поддаваться панике, не терять самообладания.

С помощью игр, решения проблемных ситуаций, закрепляем знания детей о правилах пожарной безопасности. Их соблюдение помогает сохранить от огня личное и государственное имущество, и зачастую и собственную жизнь.

Систематически и последовательно, в доступной форме учим детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, которые приносят здоровью вред. Объясняем, почему необходимо своевременно обращаться к врачу при простуде, гриппе; учим детей не бояться посещать его. Спрашиваем детей, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, побуждая сострадать им.

В ДОУ проведены родительские собрания на темы: «Здоровье ребенка в ваших руках», «Растим детей здоровыми». Предлагаем вниманию родителей консультации медсестры детского сада: «Профилактические мероприятия в детском саду» с целью укрепления здоровья детей, «Как уберечь ребенка от гриппа», «Витамины в жизни детей» и другие. В ДОУ проведены мероприятия развлечение с детьми на тему «Путешествие в страну здоровья», №Здоровые дети – в здоровой семье», где в игровой форме дети закрепляют знания о том, как беречь глаза, уши, зубы, как за ними ухаживать, как оказывать первую помощь. Проводим беседы на тему личной гигиены, о том, как заботиться о здоровье окружающих, как оказать первую помощь при порезе, ушибах, обмораживании, ожоге, солнечном ударе. Для того чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание во время бесед используем стихи, загадки, рассказы.

В разделе «Ребенок и другие люди» выслушиваем мнение детей о том, какие взрослые могут быть опасными. Дети чаще всего считают, что опасными могут быть неприятно одетые, грязные и пьяные люди, а молодые и красивые люди не опасны. В таких случаях воспитатели знакомят детей с литературными произведениями А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», чтобы убедить детей, что опасными могут быть и добрые на вид люди с приятной внешностью и, наоборот, неопасными те, которые неопрятно одеты, непривлекательны.

С детьми разыгрываются разные ситуации:

Взрослый уговаривает пойти ребенка с ним в магазин купить игрушку или конфет, показать что-то интересное;

Взрослый приглашает ребенка покататься в красивой машине;

Взрослый угощает конфетой или дарит игрушку;

Взрослый пытается завести в подъезд или на стройку.

Обучаем детей, как следует вести себя в ситуациях насильственного поведения (надо громко кричать, звать на помощь, привлечь внимание взрослых, можно даже укусить за руку, вырываться). Проводим беседу на тему «Если чужой приходит в дом», закрепляем знания детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дом», устраиваем минутки безопасности; стараемся не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а обучаем их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации.

В разделе «Ребенок и природа» детям дается понятие: «Земля - наш общий дом, а человек часть природы». Учим детей наблюдать и быть внимательными к живой природе. Даем понятие, какую пользу приносят насекомые, птицы, звери, как все в природе взаимосвязано. Проводим беседы с детьми о том, как же надо себя вести в лесу, чем может быть опасен лес для человека, как беречь и охранять природу. В соответствии с программой знакомим детей с ядовитыми растениями (ландыш, вороний глаз, волчье лыко, белена) и грибами (мухомор, бледная поганка, ложные опята), используя дидактическую игру «Съедобное - несъедобное».

Также знакомим детей с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для них, используя дидактическую игру «Чем опасен этот предмет и как с ним правильно обращаться».

Для формирования адекватного поведения во время экстремальных ситуаций, проводим беседы, наблюдения, игры, занятия. Откровенный разговор помогает детям понять, где мнимое геройство, а где истинная находчивость. Страх может породить панику, бессистемное поведение. Учим детей, что оказавшись в сложной ситуации, нужно стараться не потерять самообладания.

Между ДОУ и родителями было достигнуто полное взаимопонимание в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста, так как разные требования и предъявления детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Проводим с родителями беседы, родительское собрание, в которых информируем родителей о совместной работе и активного участия в ней. Большой интерес вызывают консультации «Профилактика дорожно-транспортного травматизма у дошкольников», «Противопожарная безопасность», «Охрана здоровья ребенка».

Вместе с родителями пришли к выводу, что несчастных случаев на дорогах будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, дома, во дворе. Если ребенок сталкивается в своей жизни с реальной опасностью, то он должен обратиться за помощью к взрослым. От взрослых дети получают самую действенную поддержку. И тогда ребенок уже не беззащитная пешка перед ударами судьбы, а активно действующее лицо. Не безучастный наблюдатель драматических событий, а Человек, осознанно участвующий в формировании своей окружающей среды по всем правилам безопасности. Конечно, дать исчерпывающие советы на все случаи жизни невозможно, но основные правила безопасного поведения на улице, во время пожара, при встрече с подозрительными людьми и т. д. нужно знать.

Вовремя сделанное замечание может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери самое дорогое - дитя. Равнодушие взрослых делает их косвенными виновниками несчастных случаев. В любой ситуации побеждает тот, кто уверен в себе и борется за жизнь до конца, и нельзя допустить, чтобы жизнь детей нелепо оборвалась.

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.
Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.Хочу такой сайт

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примеромсамих родителей, взрослых.

Глава 1

Модели взаимодействия взрослого с ребенком

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной. Особенности учебно-дисциплинарной модели, а также модели «невмешательства» представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1
Особенности учебно-дисциплинарной модели и модели «невмешательства»

Модель учебно-дисципли­нарная

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе:

обучение ребенка умениям и навы­кам

самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам

Способы общения:

— наставление;
— требование;
— запрет;
— угроза, наказание

— холодное наблюдение;
— реагирование уходом;
— реагирование раздраженным неприня­тием

Тактика общения:

руководство и контроль

мирное сосуществование рядом, но не вместе

Результат общения:

подчинение, отсутствие самостоя­тельности, иногда агрессия, жесто­кость

разрыв эмоциональных связей

Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.

Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

· обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

· формировать начала личности (базис личностной культуры);

· развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

· формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

· сотрудничество при взаимодействии;

· создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

· использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

· выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

· высказывание собственного мнения;

· желание достичь результата;

· обращение за помощью.

Результат:

· свобода мышления, воображения;

· исчезает страх;

· возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

· появляется единство физического и психического здоровья.

* * *

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.

Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».