Влияние семейного воспитания на развитие ребенка

01.01.2017

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Исследования, проведенные в школах города, показали, что только 29% детей проводят свободное время с родителями, регулярно просматривают дневники 12% отцов и матерей. Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых".

И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в учреждениях образования не может строиться без учета этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов.

С развитием ребенка стиль воспитания в семье приобретает все большее значение для формирования активной жизненной позиции. Было проанализировано влияние неправильного воспитания на тип разрешения жизненных трудностей во взрослом возрасте. Показана зависимость формирования неадекватного стиля разрешения конфликтных ситуаций от различного рода искажений воспитания и влияние их на формирование такой стратегии поведения, которая способствует развитию различных (в зависимости от стиля воспитания) психогенных заболеваний.

Варианты отношения взрослого к ребенку условно можно разделить на три большие группы: авторитарное отношение, гиперопекаи эмоциональная холодностьи равнодушие к судьбе ребенка.

Авторитарный стиль воспитания может способствовать снижению интереса к окружающему миру и формированию безынициативности. В то же время в игре, в том числе индивидуальной, должны реализовываться актуальные мотивы ребенка, и фрустрация их усиливает эмоциональную напряженность. При участии такого ребенка в играх со сверстниками влияние этого стиля воспитания может сказаться в неумении принять на себя роль и неадекватности ее исполнения. Такое неумение может привести к тому, что его не будут принимать в игру, а это, в свою очередь, способствует нарастанию внутренней напряженности в общении со сверстниками. По мнению Л.И. Божович, это может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму. Как тот, так и другой варианты не способствуют построению адекватных поведенческих схем. Это, в конечном счете, еще больше усиливает эмоциональное напряжение, ребенок начинает ощущать неподконтрольность ситуации, а при имеющемся стиле воспитания и отношения к нему со стороны значимых других такое разрешение ситуации, которое могло бы ликвидировать эмоциональное напряжение и чувство беспомощности, невозможно.

Другим вариантом фрустрации ведущих мотивов и подавления самостоятельности ребенка в семье является гиперопека. Такой тип воспитания способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации и в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

На поведенческом уровне это может проявиться не только в неумении включиться в игру и адекватно исполнять приписанную роль, но и в том, что ребенок будет ограничивать свои контакты со сверстниками и максимально стремиться к общению в кругу семьи, где все его потребности удовлетворяются по первому требованию. Можно предположить изначальную фрустрацию потребности общения со сверстниками, где приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы. В этой ситуации ребенок, очевидно, будет испытывать чувство неуверенности и беспомощности, а в силу фрустрации мотива самоактуализации, естественной при таком стиле воспитания, не происходит адекватное включение в ведущую деятельность, что еще более усиливает чувство беспомощности.

В семьях, характеризующихся эмоциональной холодностью и равнодушием к ребенку,очевидно, будет наблюдаться обратная картина: при фрустрации потребности общения со взрослыми общение со сверстниками изначально оказывается сохранным. Однако в подобных семьях искажение взаимоотношений приводит к неадекватному представлению о мире взрослых и системе ценностей в этом мире. Учитывая то обстоятельство, что роль взрослого — одна из наиболее желанных ролей в игре, это может привести к неадекватному исполнению подобных ролей, что, в свою очередь, не будет способствовать выбору этих детей на такие роли. А это может обусловить развитие эмоциональной напряженности и, соответственно, нарушение общения со сверстниками. Однако в этом случае наиболее вероятно формирование локальной беспомощности, связанной именно с исполнением «взрослых» ролей, так как в этом возрасте уже достаточно широка сфера деятельности, где возможно заместительное поведение, появляется возможность отнесения причины своих неудач вовне или вовнутрь и т.п. Ярко выраженная в этом возрасте ориентация в своих оценках на мнение взрослого в рассматриваемом случае может способствовать развитию локальной беспомощности в глобальную.

Костицына Е. А.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи в семейной консультации, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений – неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, порой даже драматические, последствия для психического развития ребенка, формирования его характера и личности. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка – его самоотношение и самооценка (образ Я).

В зарубежной психологии проблема влияния типа воспитания на образ Я ребенка наиболее подробно исследовалась Р. Бернсом. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» он рассматривает различные подходы к решению этого вопроса и анализирует, при каких условиях семейного воспитания у ребенка формируется та или иная самооценка. В отечественной психологии эту проблему рассматривали М.И. Лисина и А.И. Захаров. Эксперименты М.И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Но при этом подчеркивается, что это всего лишь предположение, которое нуждается в дополнительном изучении. А. И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.

Что касается вопроса об особенностях отношения ребенка к родителям, то можно сказать, что эта тема практически не затрагивалась в отечественной психологии.

Таким образом, изучив проблему влияния типов воспитания в семье на личность дошкольника и проанализировав работы вышеуказанных авторов по этому вопросу, можно сделать вывод, что применительно к дошкольному возрасту систематически данная тема не исследовалась.

В связи с этим было проведено исследование, целью которого стало определение характера влияния типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям. В исследовании принимали участие 26 детей старшей и подготовительной групп детского сада, а также их родители.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что в современных семьях чаще всего встречаются такие типы семейного воспитания, как

· принятие и любовь;

· противоречивость;

· непоследовательность;

· сверхтребовательность.

Некоторые типы семейного воспитания («гипоопека», «гиперопека», «явное отвержение») в ярко выраженном виде в нашем исследовании не встречались.

Для того чтобы сложилось верное представление о результатах данного исследования, разберем типы воспитания и отследим влияние каждого из них на образ Я ребенка и его отношение к родителям (классификация типов семейного воспитания Т. В. Архиреевой).

1. Принятие и любовь.

Этот тип воспитания присутствует в 27% семей. Родители в таких семьях любят своего ребенка, при общении с ним, как правило, используют демократические методы воздействия (объяснение, беседа, словесная просьба). Родители контролируют своего ребенка, но в меру, проявляют строгость только в определенных ситуациях. Система требований построена с учетом интересов и желаний ребенка. Между такими родителями и детьми устанавливаются близкие, доверительные отношения.

Такой тип воспитания положительно влияет на развитие образа Я ребенка и на его отношение к родителям. Так как родители в целом положительно относятся к своему ребенку и адекватно его оценивают: хвалят, когда он совершил хороший поступок, и ругают, когда он провинился, то вскоре у ребенка формируется положительное отношение к себе в сочетании с конкретной, дифференцированной, достаточно постоянной и адекватной самооценкой (как правило, выше среднего уровня).

В нашем исследовании таких детей из 27% – 15%, т.е. большинство. Но в полученной выборке есть дети, у которых самооценка еще остается очень высокой и недифференцированной – 12%. Это может объясняться присутствием побочных факторов, например высокой самооценкой дошкольника как особенностью данного возраста, уровнем умственного развития, который тоже влияет на формирование представления о себе, индивидуальным опытом ребенка, его общением со сверстниками и другими факторами.

Что касается отношения ребенка к родителям, то именно в этих семьях практически все дети любят обоих из родителей, а предпочтение одного из них ситуативно. Оба родителя уделяют ребенку много внимания, четко разделяют свои обязанности по отношению к нему. В таких семьях достаточно низкий уровень конфронтации между родителями. Дети считают, что у них очень дружная семья, и их устраивает обстановка, сложившаяся в их семье.

2. Противоречивость.

Данный тип воспитания наблюдается в 19% семей. Члены семьи в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой противоречивые требования. Один родитель применяет демократические методы воздействия, а другой – авторитарные. При этом они могут конкурировать, а то и открыто конфликтовать друг с другом. Высокий уровень конфронтации в таких семьях, выявленный с помощью методик, подтверждает это. В целом обстановка в этих семьях неблагоприятная. Ребенок не знает, на какую систему требований ему ориентироваться: на ту, что предъявляет мама, или на ту, что предлагает папа. Ориентируясь на чью-то одну систему требований, ребенок вызывает агрессию по отношению к себе другого члена семьи.

Такой тип воспитания негативно влияет на формирование образа Я ребенка. Один родитель за какой-то поступок может хвалить ребенка и поощрять его, а другой за этот же поступок – ругать и наказывать. В результате у ребенка формируется неустойчивая и порой неадекватная самооценка. В нашей выборке из 19% детей с противоречивым типом воспитания в семье 7,5% имеют самооценку среднего уровня, что свидетельствует о неблагополучном развитии их личности и образа Я. Особенности такой самооценки следующие: ее уровень значительно ниже, чем у большинства дошкольников, наблюдаются большие колебания в пределах шкалы: они могут быть одновременно плохими и добрыми, счастливыми, но нелюбимыми. Что касается представлений о себе, то эти дети больше других говорят о своих недостатках, считают, что им часто не везет.

Отношение детей к родителям в таких семьях имеет свои особенности. Дети, как правило, больше любят одного родителя, того, который использует более гуманные методы воспитания. Другого родителя любят намного меньше или вообще не любят. Таким образом, ребенок начинает ориентироваться на систему требований одного родителя, на ту, которая учитывает его интересы, желания и возможности. Вследствие этого возникают конфликты между другим родителем и ребенком, а также между самими родителями. Уровень конфронтации в семье возрастает.

3. Непоследовательность.

Этот тип воспитания присутствует у 31% семей. Суть непоследовательного воспитания состоит в том, что родители занимаются воспитанием ребенка от случая к случаю, осуществляют резкую смену стиля, приемов воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем наоборот, а также переход от истинного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. В семье нет какого-то одного типа воспитания, система требований, а также система наказаний и поощрений постоянно меняются. За один и тот же поступок родители могут наказать, а могут и похвалить ребенка. Отношение родителей к ребенку тоже часто меняется и определяется либо поведением ребенка, либо их настроением. В результате такого поведения родителей, по А.И.Захарову, у ребенка может развиться истерический невроз: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. В нашей выборке данный тип воспитания оказался наиболее распространенным.

Непоследовательный тип воспитания неблагоприятно сказывается на развитии образа Я ребенка. Так как родители непоследовательны в своем отношении к ребенку, то эта непоследовательность проявляется и в их оценке. Ребенок может быть хорошим, а уже через пять минут плохим. Такие родители, как правило, оценивают не поступки ребенка, а его самого. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется неустойчивый, непостоянный, ситуативный образ Я. В состоянии успеха такие дети могут достаточно высоко себя оценивать, но при неуспехе (даже самом незначительном) их самооценка может опускаться до низкого для дошкольника уровня. У ребенка не формируется общее представление о себе, оно подчиняется той ситуации, в которой он находится в данный момент. Это может привести к возникновению неполноценной, диффузной идентичности. В обследованной группе у 11,5% детей наблюдается средняя, неустойчивая самооценка.

Отношение детей к родителям в таких семьях тоже неустойчиво. Когда родители ругают и наказывают своих детей, дети их не очень любят, а когда хвалят и относятся как к личности, любят их очень сильно. Ребенку, конечно, не хватает родительского тепла, и поэтому, когда его хвалят, он готов забыть все обиды и простить всех. У такого ребенка нет привязанности к какому-то одному родителю. В зависимости от ситуации ребенок лучше относится и больше любит то одного родителя, то другого.

4. Сверхтребовательность.Хочу такой сайт

Данный тип воспитания отмечен у 23% семей. Этот тип воспитания заключается в том, что родители устанавливают для ребенка высокие уровни достижений в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого. Любовь родителей к ребенку «условна»: ребенок признаваем и любим тогда, когда он оправдывает ожидания и требования родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие тому образу Я ребенка, который у них сформировался.

Этот тип воспитания в ярко выраженном состоянии тоже отрицательно влияет на образ Я ребенка. Как правило, родители ставят перед ребенком очень сложные задачи, не считаясь с возможностями и желаниями ребенка. Ребенок часто не может соответствовать требованиям родителей, и у него формируется комплекс неполноценности, ощущение, что он ни на что не способен и ничего не добьется в жизни. Такие дети чаще других говорят о своих недостатках, считают, что им не везет, что у них нет способностей. А.И. Захаров пишет, что в результате такого отношения родителей у ребенка может развиться неврастения, болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка, он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями, что приводит к формированию низкой самооценки.

Бывают достаточно требовательные родители, но они считаются с интересами и возможностями ребенка, не ждут от него невозможного. Такой ребенок со временем будет сам стремиться к высоким достижениям, что может привести к формированию достаточно высокой самооценки и положительного отношения к себе. В нашей выборке из 23% детей 8% имеют среднюю самооценку, а остальные 15% – высокую. Что касается детей со средней самооценкой, то можно предположить, что в таких семьях родители действительно ждут от своего ребенка очень высокого уровня достижений, которому он не может соответствовать. Все это приводит к формированию у ребенка самооценки и самоотношения ниже, чем у его сверстников. По поводу детей с высокой самооценкой сложно сделать определенные выводы по описанным уже ранее причинам.

В нашей выборке, как правило, один из родителей более требователен, чем другой. Если очень требовательный родитель ставит перед ребенком чересчур сложные задачи, то он больше стремится к общению с другим, менее строгим родителем и больше его любит. Бывают случаи, когда ребенок больше любит строгого и требовательного родителя. Это можно объяснить тем, что такой родитель считается с возможностями своего ребенка, а также часто занимается с ним и уделяет ему много своего времени.

Таким образом, сгруппировав данные по каждому типу воспитания, можно получить следующую таблицу:

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что типы семейного воспитания действительно оказывают существенное влияние на особенности образа Я ребенка, но не во всех случаях это влияние хорошо прослеживается. Скорее всего, это обусловлено действием побочных факторов, описанных нами выше. Но, несмотря на это, влияние типов семейного воспитания на образ Я ребенка хорошо заметно в тех случаях, когда в семье складывается очень неблагоприятная для ребенка ситуация. В нашем исследовании можно выделить 27% детей, у которых действительно напрямую прослеживается это влияние.

Анализ обстановки, которая сложилась в их семье, позволяет сделать вывод, что родители часто ругают и наказывают своих детей, воспитание в основном носит характер непоследовательного, противоречивого или сверхтребовательного. Как показало наше исследование, такая ситуация в семье неблагоприятно влияет на полноценное развитие и становление системы представлений о себе у дошкольника. Это влияние проявляется в том, что образ Я ребенка становится неустойчивым и зависит от ситуации. В ситуации успеха самооценка ребенка может быть достаточно высокой, а знания о себе положительными, в случае же неуспеха знание о себе и самооценка приобретают отрицательный характер. Но даже в спокойной для ребенка обстановке можно выявить следующие особенности самооценки: ее уровень значительно ниже, чем у большинства дошкольников, который можно условно обозначить как средний, наблюдаются большие колебания в пределах шкалы: дети могут быть одновременно плохими и добрыми, счастливыми, но нелюбимыми. Что касается представлений о себе, то эти дети чаще других говорят о своих недостатках, считают, что им не везет. Все это может привести к формированию неустойчивого, диффузного образа Я ребенка.

У 31% детей с высокой самооценкой и самооценкой выше среднего уровня с родителями складываются достаточно хорошие отношения: родители любят и принимают своих детей, контролируют их, но в меру, отношения между ними складываются по типу сотрудничества и эмоциональной близости. В нашем исследовании были дети (42%), у которых сложилась не очень благоприятная ситуация в семье, но тем не менее их самооценка достаточно высокая. В таких семьях у детей наблюдаются близкие отношения с тем членом семьи, который удовлетворяет их потребность в любви и заботе.

Таким образом, можно сказать, что, безусловно, существует определенное влияние семейного воспитания на образ Я дошкольника, так как ребенок видит себя глазами взрослого и оценивает себя так, как его оценивает взрослый. Но в более чистом виде, без сильного воздействия побочных факторов, это влияние можно проследить в случаях, когда в семье складывается очень неблагоприятная для ребенка ситуация (при этом влияние основной переменной усиливается).

Большинство исследователей считают, что дошкольник в любых ситуациях и при любых обстоятельствах любит своих родителей и неважно, как сами родители относятся к ребенку, как с ним обращаются. Так как это мнение в возрастной психологии является практически аксиомой, исследования, специально посвященные изучению влияния типов семейного воспитания на отношение ребенка к родителям, не проводились. Чтобы восполнить имеющийся пробел, мы поставили перед собой задачу изучить это влияние и по возможности выявить его закономерности.

Анализ результатов методик, направленных на выявление отношения ребенка к родителям, показал, что в основном ребенок любит одного из родителей больше, чем другого, или другого совсем не любит (69% детей). В ходе исследования выяснилось, что с одним из родителей у него складываются хорошие, близкие отношения, такой родитель редко наказывает своего ребенка, уделяют ему много внимания. А другой родитель, как правило, выполняет контролирующую функцию – часто ругает, наказывает, мало уделяет внимания, общение с детьми редко носит личностный характер и возникает в основном в случае плохого поведения ребенка. В результате у ребенка складывается негативное отношение к родителям. Тип воспитания в таких семьях в основном носит характер сверхтребовательного, противоречивого или непоследовательного.

Семьи, в которых ребенок одинаково любит своих родителей и равно хорошо к ним относится, встречаются значительно реже (31%). Обстановка в таких семьях более благоприятная. Если ребенок провинился, то родители используют по отношению к нему гуманные методы воздействия (словесная просьба, предупреждение, беседа, замечание и т.п.), и ребенок знает, за что его наказывают. В таких семьях к ребенку относятся как к личности, учитывают его интересы и желания, но не потакают во всем. Как правило, тип воспитания в таких семьях – принятие и любовь.

Таким образом, в нашем исследовании выявилась прямая зависимость отношения ребенка к родителям от типа его воспитания: отношение ребенка к родителям определяется отношением родителей к нему.

Выводы

Данное исследование намечает один из возможных подходов к систематическому изучению влияния семейного воспитания на особенности личности дошкольника. Проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

1) большинство родителей (73%) по отношению к своему ребенку используют неблагоприятные типы воспитания (сверхтребовательность, противоречивость, непоследовательность), которые способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я;

2) больше половины детей любят и позитивно относятся лишь к одному из родителей (69% детей). Как правило, дошкольники меньше любят или совсем не любят тех родителей, которые применяют к ним достаточно жесткие методы воздействия, а, как показало наше исследование, дети очень чувствительны к физическому наказанию, да и вообще к любому давлению на них;

3) в нашем исследовании мы затрагивали лишь одну сферу детско-родительских отношений. И хотя рассматриваемая здесь проблема сейчас является одной из важных, она отнюдь не единственная, которая требует своего решения и изучения. Поэтому необходимо продолжить исследование современной среды ребенка и современного мира детства.

Роль родителей.

Роль родителей в жизни ребенка трудно переоценить. Сам по себе ребенок не может родиться, вырасти, а тем более сформироваться как личность. Присутствие родителей или людей, которые взяли на себя опекунство, необходимо во всех этих процессах. От того, чем наполнено мировоззрение родителей и они готовы вложить в рост и воспитание своих чад, напрямую зависит, какими людьми станут их дети.

Одна из основных причин этого краха тянется с каждой конкретной семьей. Именно отец и мать несут ответственность за воспитание своего ребенка перед Богом, перед обществом и, наконец, перед самим ребенком.
Частенько приходится слышать от некоторых родителей, что они всю жизнь трудились для блага своих детей, все подносили на тарелке, а от них ни благодарности, ни уважения. Со своей стороны эти люди правы - они через работу мира не видели, а все только для того, чтобы их ребенок имел все блага, как другие. Но в этом и беда, что родители иногда ничего не видят, кроме работы и материальных доходов для блага детей. Они сделали для детей все, а дети недовольны и неблагодарные. Почему? А может, родители где-то недоработали?

Может, за этими материальными благами забыли, что дети больше нуждаются в любви, ласке, общения, теплых семейных отношений, доверия, заинтересованности в проблемах и потребностях? Родители тяжело работают, чтобы купить ребенку современный компьютер, и не понимают, что для ребенка лучше, если бы они провели с ним свое время, поиграли в мяч, пошли на рыбалку, сходили по грибы, просто пообщались. Если маленькому ребенку купить дорогую игрушку, то сегодня он ею поиграет полчаса, завтра десять минут, послезавтра это ему уже неинтересно.

Но если вы вместе с ним поиграете в какую-то игру, закажите детский праздник ему будет интересно проводить с вами время сегодня, завтра и через месяц. Родительское внимание не надоедает детям. Родители, вашим детям нужно ваше время. С детства стройте отношения с вашими детьми. Покажите им, что они вам не безразличны. Не закидывайте детей игрушками только потому, чтобы они вам не надоедали. Ведь если в старшем возрасте вы захотите наверстать упущенное, сделать это будет уже непросто. Дети, не выросли в тепле семейного очага, скорее будут тянуться к шумным компаниям сверстников, пытаясь заполнить душевную пустоту, которой не заполнили семейные отношения.
Если вы не научили ребенка творить добро, то улица, телевидение и т.д. научат творить зло. Если вы не научили его уважать и любить людей, то другие источники научат грубости и презрения. Проявив любовь например заказав детский торт, вы покажите своему ребенку, что вы искрене относитесь к нему.
Обидно смотреть, как современное телевидение, заполненное грязной информацией, бандитизмом, жестокостью, насилием, безнравственностью, нивелированием христианских ценностей, формирует мировоззрение подростков и молодежи.

Если родители не имеют влияния на детей, если они не достаточно хороши, чтобы стать для них образцами для подражания, то роль воспитателя займут другие сферы. Телевидение, шоу-бизнес, уличные компании сделают свое, деформируя сознание подростков, калеча их физически, морально и, наконец, духовно.

Неужели нам безразлично будущее нашей молодежи? Какой будет судьба конкретного ребенка завтра? Каким будет наше общество через десять лет?

Сегодня мы формируем будущее наших детей, наше с вами будущее. Выясним первоочередные и второстепенные вещи. Позаботимся о самом важном. Поможем нашей молодежи найти истинные ценности. Только так мы сможем остановить деградацию личности и общества в целом. Только вернувшись к духовности, можно построить полноценную счастливую жизнь, полную красок и душевного покоя.

Роль матери и отца

В идеале воспитанию не просто должно уделяться внимание: оно должно исходить от обоих родителей.

Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка – будь это свой ребёнок, ребёнок друга или просто ребёнок на экране телевизора. Движения малыша ещё совсем неловкие, осторожные, и, сделав несколько шагов, он попросту может упасть. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно, его родители. И ведь это не единственный случай. Всё время взросления ребёнок делает в чём-то свои первые шаги – и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: научить, направить, объяснить, воспитать.

В идеале воспитанию не просто должно уделяться внимание: оно должно исходить от обоих родителей. Представим себе типичную ситуацию: вашего ребёнка обижают другие дети. К кому он может обратиться за помощью? Чаще всего дети склонны жаловаться маме. Но некоторые обращаются к отцу, а порой и вовсе ограничиваются фразой «я всё папе расскажу» или любой похожей. Данный пример доказывает, что роль матери и отца в жизни ребёнка различна.

Не зря природу зачастую отождествляют с матерью. Мама – это целый мир вокруг ребёнка, мир, в котором он может укрыться от опасности, мир, который учит ребёнка жить в гармонии со всем, что его окружает. Благодаря матерям дети адаптируются к жизни в человеческом мире. Мать может научить терпению, своевременности, регулярности. Более того, она должна научить ребёнка этим вещам. Если же мать будет делиться с ребёнком негативом (а порой и проявлять агрессию), это может серьёзно пошатнуть внутренний мир малыша. Хорошую мать не заменять воспитатели, учителя и психотерапевты. Практика показывает, что даже отцам в неполных семьях зачастую это не удаётся. Поэтому кто бы что ни говорил – роль матери в жизни ребёнка является решающей.

В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец учит ребёнка действовать, познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и достигать их. Что должен делать отец, если на пути ребёнка возникают препятствия? Правильно, помогать ему в их преодолении. Капризы и излишки эмоций зачастую мешают детям. Роль отца – дать детям понять, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Да и это ещё не всё. Если от мамы ребёнок чаще всего будет ждать защиты всецело во всем, то от отца будет требоваться поддержка. Ведь мама чаще всего попросту постарается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, попробует научить ребёнка справляться с проблемами подобного рода.

Зачастую всё вышеописанное с готовностью делает старший брат ребёнка, иногда – дядя или дедушка, а порой таким учителем может оказаться и, к примеру, тренер (если ребёнок посещает какую-либо спортивную секцию). И в то же время роль отца нельзя преуменьшать. Как нельзя и преувеличивать роль отца и матери в целом. Ведь нельзя допустить чрезмерной опеки над ребёнком. Если родители начинают делать за своё чадо абсолютно всё, то ребёнок перестаёт даже думать о том, чтобы чему-то научиться в жизни. Не допускайте крайностей ни в чём! Во всём важна мера.

На сегодняшний день роль отца всё чаще сводится к роли кормильца семьи. Во многих семьях дети и вовсе не контактируют с сильной половиной родителей. Кажется, будто мужчины просто убегают от своих обязанностей. И когда у ребёнка начинаются проблемы в школе, связанные с недостаточной активностью или направлением этой самой активности не в то русло, отцы попросту не осознают, что это – их вина. Отцы! Не стоит прикрываться тем, что вы якобы не знаете, что привнести в воспитание ребёнка или как найти к нему подход. Ещё глупее говорить, что женщинам легче из-за их материнского инстинкта. На самом деле им куда сложнее, чем вам. Проще им лишь в одном: между матерью и ребёнком изначально существует связь. До рождения – физическая, после она становится эмоциональной. Мужчинам же нужно приложить немного усилий, чтобы эту связь установить.

От отца в воспитании требуется не так уж много. Примером такого скромного (но полезного) вклада может статьлюбое совместное дело, которым отец может заняться вместе с ребёнком – особенно с сыном. Проще всего обратиться к спортивным играм. Не любите спорт? Зря – ребёнку он полезен хотя бы в небольших количествах. Но это ваше дело – найдите другое занятие, сделайте что-нибудь вместе с ребёнком (скворечник, будку для собаки, полку для вещей ребёнка – да что угодно). Можно с уверенностью сказать, что даже с дочерью хороший отец сможет найти много общих увлечений. Главное – желание.

Иногда ситуация принимает другой оборот: женщины могут просто не доверять своим мужьям воспитание ребёнка. Но одно дело, когда мужчина даёт повод для недоверия. С этим вопросов нет: ненадёжный отец – плохой отец. Другое дело, когда женщина в своём недоверии руководствуется стереотипом – «мужчины – плохие воспитатели». Вот это в корне неверное суждение. Мужчины могут воспитать ребёнка не хуже, а порой и лучше женщин. Всё зависит от качеств самого человека. Но ограждать хорошего отца от его ребёнка мать просто не имеет права. Разделите между собой обязанности по воспитанию! И тогда у вас могут появиться свободные минуты в вашей и без того нелёгкой жизни.

Многое в жизни ребёнка зависит в равной степени от отца и от матери. Главное, чтобы ребёнок рос в здоровой семье и не был окружён постоянными конфликтами между родителями. Да, ребёнок может молчать, казалось бы, вовсе не реагируя на окружающие события. Но ведь на самом деле он, как губка, впитывает все происходящее. Все события проходят сквозь него. И конфликты между родителями могут попросту привести к неисправимым психологическим травмам. Проблемы родителей станут проблемами ребёнка, только в более неприятной форме.Старайтесь создать вокруг ребёнка здоровую атмосферу!

Помните также, что родители – пример для ребёнка. Как часто приходится слышать нецензурную лексику из уст совсем маленьких детей! Их ответ на все порицания прост: мама с папой говорят, почему мне нельзя? Родители – авторитет для ребёнка. Нельзя допустить, чтобы этот авторитет стал плохим примером. Держите себя в рамках при детях, и, в конце концов, это поможет вам самим стать чуточку лучше. Не упускайте шанс!

Трудно перечислить в нескольких абзацах всю важность влияния отца и матери на ребёнка. Отношения между родителями и детьми становятся центральной темой многих трудов по психологии. Не ленитесь изучать их – там часто можно почерпнуть множество полезных знаний. Эти знания помогут вам совершенствовать себя как воспитателя, как родителя. К тому же, что известно всем насчёт совершенства? Что ему нет предела! Человек может научиться всему, в том числе и как быть хорошим отцом или матерью. Вы только скажите себе: «Я могу!». А уж помощь в этом деле найдётся. И тогда вы поймёте, что главное – не только быть готовым ко всем неприятностям, но и предупреждать большинство проблем заранее.

Роль отца

Папа в жизни каждого ребенка играет огромную роль, и эту роль невозможно заменить. В жизни каждого малыша обязательно должны присутствовать оба родителя, должно быть полноценное воспитание. Мама и папа одинаково важны в жизни ребенка, они задают ему необходимый пример поведения.


Идеальный психологический фон для ребенка в семье – присутствие обоих родителей и выполнение ими своих воспитательных ролей.

Роль папы необычайно важна в воспитании ребенка. Хоть она и кажется на первый взгляд менее ответственной, именно модель поведения отца формирует в детях самостоятельность и эмоциональную устойчивость.

Именно наблюдая за отношениями отца и матери, дети формируют свое представление об отношениях между полами. Это самые важные уроки, ибо благодаря этому в детях закладывается информация, как нужно себя вести с противоположным полом.

Мальчик в общении с отцом перенимает истинно мужские черты характера, именно в детстве у него уже закладывается представление о роли мужчины в семье. Отец для него является примером для подражания. Ведь только он может лучше всех поведать малышу об истинно мужских предпочтениях: футболе, рыбалке, гонках, борьбе… Малыш с самого раннего возраста впитывает все поступки и копирует поведение своего отца, так как папин авторитет непоколебим. Мужчины учат детей своим примером быть стойкими, держать слово, быть защитником. Девочкам также необходимо мужское влияние и мужской авторитет. Наличие постоянного тесного контакта с отцом, а именно доверительных отношений, способствует формированию у девочек женственности, уверенности в себе, для маленькой дамы отец является примером того, каким должен быть ее будущий мужчина. Это происходит на подсознательном уровне.


Папа для ребенка – это воплощение дисциплины, требований, норм и правил. Именно папа отвечает за принятие ребенком своего пола и усвоение соответствующей модели поведения. Задача папы – подчеркивать и культивировать мужское или женское в сыне или дочери.

Родители, которые уважают и ценят друг друга, обязательно воспитают хороших, добрых и уверенных в себе детей.

Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. Г. Медынский.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».