04.10.2021
Начало любого проекта в ДОУ связано с одной из важных его составляющих
– заинтересованностью детей. Нередко приходится сталкиваться с
проблемой мотивации детей. Однако существует ряд эффективных методик и
педагогических приемов, способствующих возникновению интереса у детей.
Например:
•
Изменить:
- себя;
- что-то в привычном окружении;
- привычный порядок действий;
•
Делать что-то в присутствии детей:
- не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно
выступает инициатором, а вот человек , увлеченно занятый делом (и
взрослый особенно), привлекает детское внимание без дополнительных
усилий);
- «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим
воспитателем сели играть в шахматы).
•
Внести:
- предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи –
принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол
воспитателя или другое популярное у детей место;
•
Попросить о помощи (конкретной, реальной).
•
Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть
руки?», заменить мыло на кирпичик).
•
Договориться заранее (принести книгу, афишу, пригласительный
билет, надеть одежду определенного цвета, необычно поприветствовать при
встрече…).
•
Объявить тему.
Главное, что в начале должно произойти что-то необычное и интересное, что
побудило бы детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь
не секрет, что дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание,
заинтересовало и стало для них значимым.
Типы проектов
В зависимости от количества участников, продолжительности реализации и
доминирующего вида деятельности, проекты классифицируются следующим
образом:
По количеству участников в проекте:
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
По продолжительности выполнения проекта:
- краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц)
- средней продолжительности (до 3 мес.)
- долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)
1 Исследовательско -творческий
2 Информационный (практико-ориентированный)
3 Ролево-игровой
4 Творческий
Способ разработки проектов
Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой
модели «Трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три
вопроса:
1 Что мы знаем?
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже
знают об определённом предмете или явлении.
2 Что мы хотим узнать?
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы
на вопрос?
чтение
книг,
обращение к родителям,
специалистам,
проведение
экспериментов,
тематических
экскурсий,
воссоздание предмета или события.
Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.
3 Что узнали?
Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.
Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты.
Для анализа воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая
часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в
следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?
Основные этапы проектирования
I этап. Поисковый.
Определение темы проекта.
В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос,
просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и
решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский
личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный
характер.
Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего
формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке
темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей.
При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим
получить, каковы будут результат и форма его презентации.
2 этап. Плановый.
Разработка плана деятельности по достижению цели:
-К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;
-В каких источниках можно найти информацию;
-Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование) ;
-С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое
для проекта.
3этап. Практический.
Выполнение проекта .
Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды.
Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над
проектом.
В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества
с ребенком, используя индивидуальный подход.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и
родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении
поставленных задач.
Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой : «Практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Жан Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, делать и
чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение
нашим….»
Содержание организованной деятельности по реализации проекта также
должно находить отражение в оформлении группы и центрах развития
(создание новых центров и уголков, изменении содержания имеющихся).
4 этап. Завершающий или контрольный.
Подведение итогов.
Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе
осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и
определяются задачи для создания новых проектов.
При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога ,
возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у
ребенка чувство гордости за полученный результат.