22.11.2018
Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как физическом, так и физическом, так и в психологическом. Фраза "дети с ОВЗ" означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и оюучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения
Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, используются развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.
Принципы обучения
Работа с ребенком с ВОЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.
Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
1. Психологическая безопасность
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям
3. Единство совместной деятельности
4. Мотивирование ребенка у учебному процессу
Роль родителей
Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ? Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции - от "Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью" до "У меня не может быть не здорового дитя". Данные положения необходимо учитывать психологами при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. С реди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования. Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в обучении бытовых, нормативных, трудовых. а также социально адаптированных детей с последующим слиянием их с обществом.