25.10.2021
В МБДОУ Нижне-Калиновский д/с реализуется основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой Э.М. Дорофеевой.
В программе сочетаются классическое дошкольное образование и современные образовательные технологии. Новый формат детско-взрослого взаимодействия - "умение слышать голос ребенка" и нацелена на развитие детской инициативы.
Главное нововведение новой программы — это нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.
Основные инновации:
Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
Введены новые элементы режима дня: утренний круг
Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков. Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
В МБДОУ Нижне-Калиновский д/с №15 «Улыбка» обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей …
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям …
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности
включает в себя:
- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непрерывная
образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение,
экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и
решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;
- самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-
пространственная среда, соответствующая требованиям.
Образовательная деятельность реализуется в 5 образовательных областях
,представляющих определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах
деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами,
общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие
смысла
музыки,
сказок,
стихов.
Рассматривание
картинок,
двигательная
активность;
Для детей дошкольного возраста (4 года – 7 лет) – ряд видов деятельности, таких
как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию
совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком (индивидуальная);
с подгруппой детей(подгрупповая);
с целой группой детей (фронтальная). Фронтальная форма организации обучения.
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.